Skip to content

Всадники Богов. Глава 10

«С того времени, когда они совершенно перестали сознательно реализовывать в своих общих присутствиях бытийную парткдолг-обязанность, благодаря результатам которой только и могут у существ возникать из различных ассоциаций так называемое здравое «сравнительное мышление», а также возможность сознательного активного проявления, и с того времени, когда их отдельные «мозги», ассоциируя теперь совершенно самостоятельно, начинают порождать в одном и том же общем присутствии три бытийных импульса разного происхождения, тогда им, вследствие этого, постепенно, так сказать, приобретаются три личности, не имеющие ничего общего друг с другом в отношении потребностей и интересов».

Гурджиев немного путает понятие «личность» с «понятием» логика, впрочем, также, как и многие другие. Личность у человека одна, и она является очень цельной структурой. Личность хочет выразиться исключительно так, и никак иначе, и всегда четко, целенаправленно и упорно идет к своей цели. В этом и есть ее ценность и необходимость, как могучего механизма, инструмента для реализации Цели человека, его Глобальной Задачи. Но эта Цель есть то, что выше личности и выше интересов личности, личность ничто по сравнению с этой Целью. Но хочет ли личность быть ничто, быть инструментом, быть механизмом? Конечно нет, личность хочет быть главной во всем.

Когда три центра, три мозга дают единую картину, показывая реальность с трех точек зрения, то в единой объемной картине нет места лукавству, нет возможности для личности стать главной и начать управлять процессом. Ибо когда сознание видит объемную картинку нет никакой возможности как-то изменить эту картинку или подправить ее. Но если все три центра, три мозга будет не связаны друг с другом, их взаимодействие исчезнет, то сознание получает три разных картинки, каждая из которых снабжена нужными комментариями личности. Вот это есть хорошо, но невыполнимо. Это есть плохо, но без этого нельзя. А вот на это можно вообще не обращать внимания, так как это фантазия. Здесь не три личности, а три логики. Проверить же каждую логику сознание не может, так как нет единого, общего, совокупного восприятия реальности.

В результате Цель, как то, чего следует добиваться (парткдолг-обязанность по Гурджиеву) исчезает, а вместо нее появляется цель, подставленная личностью. Сознание теперь уже становится механизмом, инструментом (формирование тактики и стратегии) для обслуживания цели личности, которая будет неуклонно, упорно и яростно добиваться ее. А Цели, Глобальной задачи больше нет.

Таким образом человек видит и эфемерную картину мира, реальности и достижение эфемерной цели. И если даже человек «очнется» и увидит, что мир эфемерен, то он не сможет ничего сделать в реальном мире, так как у него эфемерная цель. А если он распознает эфемерную цель, то находясь в эфемерном мире, он не сможет увидеть реальную цель. Дверь уже закрыли на два замка.

Олег Шапошников. Книга Локи. Всадники Богов