Skip to content

Всадники Богов. Глава 11

«Никакое побуждение не заставит его перейти от мысли к действию, если он сам не вызовет в себе этого побуждения. Отныне он способен оставаться совершенно бесчувственным перед фактом, который до его ученичества внушал ему пламенную любовь или злейшую ненависть. Он может оставаться бездеятельным при мысли, которая прежде как бы сама собой воодушевляла его к действию. И в тоже время он может совершать волевые поступки, для которых у людей, не прошедших через духовное обучение, не оказалось бы ни малейшего повода для совершения этих поступков. Великое завоевание духовного ученика состоит в том, что он достигает совершенного господства над взаимодействием этих трех частей, но зато это взаимодействие ложится на его собственную ответственность».

Все понятно с обычной, с бытийной точки зрения, но непонятно с системной точки зрения. С системной точки зрения вообще начинается хаос. Но давайте обо всем по порядку. Итак, мышление или непосредственно бытийное сознание, или то, что выражено Йотунхеймом человека, чувствование как эмоционально-энергетическая сфера, или то, что выражено Муспельхеймом человека, и воля, волеизлияние, уже как проявление личности и свойств этой личности, или то, что выражено Нифельхеймом человека. И по Штайнеру, в обычной жизни, в физической жизни, вот он — мозг, как орган, ответственный за процессы мышления. И так как мозг – это физический объект, то его мы отнесем к Ванахейму человека, к его физическому телу. Ранее (до духовного развития) все это было выражено исключительно самостоятельно (по принципу лебедя, рака и щуки из басни Крылова), но взаимодействовало через социальные, религиозные, бытийные и поведенческие законы, включая мораль и этику.

Далее Штайнер говорит о том, что все три части бытия человека, как мышление, чувствование и воля, должны не существовать сами по себе, спрягаемые сторонними для человека законами, а быть управляемы отдельными частями мозга. В этом Штайнер и видит переход данного разделения из разделения в бытие в высшем, в духовном мире, к разделению уже в физическом мире, в первую очередь благодаря разделению мозга. На самом деле, тут нет никакого перехода или какой-либо разности между разделением частей, только не мозга, а сознания, и, соответственно, мышления, чувствования и волеизлияния и подобного же разделения в обычной жизни, в обычном мире. Это происходит, и это происходит одновременно для всех миров, ибо базой этого разделения является разделение не головного мозга, а сознания.

И тут есть несколько дополнений. Дополнение первое. При подобном разделении головного мозга можно оказаться в психической лечебнице. Головной мозг должен функционировать как единый орган и никакие деления тут недопустимы. Дополнение второе. Естественно тут кроме трех вышеуказанных частей (по Штайнеру) нужно выделить вопросы физического тела в целом и головного мозга в частности (четвертая часть) и вопросы жизни и бытия в социуме (пятая часть, выражающая Мидгард человека).

Над всем этим возвышается высшее сознание, теперь уже сознание духа, который стремится развиться в Духа (Альфхейм человека), а ниже располагается подсознание человека (Свартальфхейм человека). Понятно, что вместо некой троичной системы с общей точкой внутри в виде высшего сознания получилась очень сложная система. Но ее сложность кажется такой «страшной» лишь на первый взгляд. Зато мы имеем четкую, выраженную, полную и реальную систему. При этом тут нужно отметить гениальность Штайнера, который и дал посыл того, что основа разделения – это вопрос разделения в ментальной сфере. При этом Штайнер еще и называет каждую часть мозга (то бишь сознания, в системной правильности) сущностью. Это очень интересно и далее мы поймем почему. 

Олег Шапошников. Книга Локи. Всадники Богов