Skip to content

Всадники Богов. Глава 11

Глава 11. Практические указания

На данном занятии мы должны были рассмотреть различные детали, моменты и аспекты, касающиеся обучения и практики духовного ученика.

— Все это очень важно для нас, — такими словами я начал это занятие, — и Штайнер в своей книге как раз и дает много ценных советов, замечаний и указаний. Вот что он пишет:

«Признаком того, что ученик достиг или скоро достигнет описанной ранее ступени развития является изменение, наступающее в его сновидческой жизни. До сих пор его сновидения были спутаны и произвольны. Теперь они начинают принимать правильный характер. Образы их получают осмысленную связь между собой, подобно представлениям повседневной жизни. В них можно узнать закон, причину и действие».

Мы не будем сейчас рассматривать сновидения о неведомых мирах. Рассмотрим сновидения вполне обычные, связанные с обычной бытийной жизнью. Если ранее человек запоминал, «выхватывал» из своих сновидений какие-то непонятные и по большей части нелепые эпизоды, выражающие некую исключительно символическую составляющую, то сейчас человек в своих сновидениях как бы ведет вторую жизнь в какой-то другой реальности. Засыпание как бы «перещелкивает» тумблер и человек переходит в своей жизни из одной реальности в другую. Он живет, и здесь, и там.

Таким образом, человек как бы подготавливается к тому, чтобы на новом уровне развития он в своих сновидениях переходил к существованию, а возможно и к жизни в высших мирах (подобно тому, как в описании Штайнера человек третьей расы в своих сновидениях был товарищем высокодуховных сущностей, и в своих сновидениях жил вместе с этими сущностями). Сразу этого сделать нельзя, поэтому на текущем уровне тумблер «перещелкивает» так, что человек оказывается не в высших мирах, в нашем обычном мире, но в другой реальности. Процесс подготовки и процесс тренировки.

«Изменяется также и содержание сновидений. Между тем, прежде воспринимались лишь отзвуки дневной жизни, неоформленные впечатления от окружающего мира или от состояний собственного тела, теперь выступают образы неведомого дотоле мира. Сначала, конечно, еще сохраняется общий характер сновидческой жизни, поскольку сновидения отличаются от бодрственного представления тем, что они изображают в символах то, что им надо выразить. Дальнейшим последствием является вскоре тот факт, что образы сновидений у ученика уже не ускользают больше от осмысленного подчинения рассудку, а начинают управляться им и стройно обозреваться так же, как и представления и ощущения бодрственного сознания. Все более и более исчезает различие между сновидческим сознанием и этим состоянием бодрствования. Человек, видящий сон, остается в полном смысле слова бодрствующим во время сновидения, т.е. он чувствует себя господином и руководителем образных представлений».

В принципе, Штайнер начинает описывать осознанные сновидения, сновидения, в которых мы живем в каком-то другом мире, и при этом в этом другом мире не просто предаемся размышлениям и анализу всех фактов и событий этого мира, но и оперируем в этом мире согласно своей реакции на эти факты и события, а также согласно своим желаниям, планам и намерениям. Это самая обычная жизнь, только в том, в другом мире. При этом мы сейчас должны сделать важный акцент, что это не есть другой мир, это есть другая реальность нашего обычного мира. Мир-то тот же самый. Но все равно, мы живем в двух мирах, вернее в двух реальностях, когда бодрствуем – в одной, а когда спим, то в своем осознанном сновидении – в другой.

Олег Шапошников. Книга Локи. Всадники Богов