Skip to content

Древние Руны. Глава 10. Nauthiz

«28-й руной является Ior. Она имеет фонетическое значение «Io». Ior обозначает «морское животное». В то время, как некоторые комментаторы связывают его с бобром, животным, теперь исчезнувшим в Британии, более приемлемым является предположение о мифическом животном, известном как Морской змей. Это существо появляется в норвежской мифологии в виде Червя Мидгарда, Мирового змея по имени Ермунганд. По аналогии с двойственной природой животных-амфибий, — земной и водной, — Ior символизирует ту двойственность, которая проявляется во многих вещах. В мифе о Ермунганде мировой змей изображен, естественно, как самое опасное животное. Хотя периодически его движения угрожают лишить мир устойчивости, тем не менее он является его существенной частью. Если бы он был устранен, то это привело бы к нескончаемым переменам. Последствия этого были бы более гибельными для земной жизни человека, чем его постоянное присутствие. Червь Мидгарда и его руна Ior, таким образом, символизируют те затруднения и тяготы, с которыми мы должны справиться, если намерены вести сносную жизнь. Случающиеся время от времени природные катастрофы, символически представляемые в виде движений змея, являются составной частью естественного порядка человеческой жизни. В скандинавской мифологии это объясняется мифом о Торе. Ловя рыбу на бычью голову, Тор поймал Червя Мидгарда. Но суть этой истории не в демонстрации ловкости Громовержца. Этот поступок показан как безрассудная попытка переступить через закон равновесия в природе — как нечто такое, чего даже бог не может сделать, не вызывая ужасных последствий. К счастью, прежде чем Тор смог вытянуть змея со дна океана, великан Хюмир, спутник Тора, перервал леску, и Ермунганд снова погрузился в бездонные глубины океана. Будучи опасными, силы, олицетворяемые Ior, признаны, в то же время, существенными компонентами жизни. Реакция современного общества на эти опасные силы выражается в попытке полностью устранить их. Но в скандинавской традиции безоговорочно признан закон единства противоположностей. Как и миф о Торе, идея, лежащая в основе Ior, показывает нам, что, если мы пытаемся изъять одну из полярных составляющих чего-либо, то это обязательно будет обречено на неудачу. Отсюда девиз Ior – «оставь в покое»».

В принципе руна Ior – это и есть руна компромисса, только в отличие от некого локального компромисса, который мы выражаем руной Gebo, акцентированной в вязи, здесь показан глобальный компромисс, системный компромисс. И мы можем использовать данную руну для получения такого компромисса. Естественно руна Ior – это не руна Черного Змея (руна Черного Змея – это зеркальная руна Nauthiz), а руна компромисса между системностью и свободой, между порядком и хаосом, между системой Богов и хтоническим древним бытием.

В мифе показан Тор, как выразитель системы Богов и Ермунганд, как выразитель хтонического бытия, нечто не системного, того, что противоречит системе Богов. Ермунганд представлен как Мировой Змей, ибо Боги теперь не Змеи. Даже Белый Змей и тот уже и не Змей… И раз нет деления Змеев, то теперь есть только Змей, Мировой Змей, а цвет его показывать нельзя, чтобы не возникали ненужные вопросы.

Если же перейти к конкретике Нифельхейма и хтоническому Змею по данной теме в Северной Традиции, то нам нужно упомянуть Нидхёгга. Обратимся к Эбби Хеласдоттир в переводе Анны Блейз:

«Глубоко в недрах земли, в туманном царстве Нифельхейма, скрывается великий дракон Нидхёгг. Он обвивается кольцами вокруг источника Хвергельмир, из которого вытекают все реки Девяти миров, и подтачивает корни Мирового Древа, чтобы оно умирало и возрождалось вновь».

Олег Шапошников. Книга Локи. Древние Руны